вторник, 7 января 2014 г.

Непобедимый

  По утрам, во время моих  походушек я слушаю аудиокнижки. Впрочем, я про это уже упоминал. Я уже прослушал довольно много, все таки, в день по часу, бодро передвигая ноги вдоль утренней тишины улиц. Сейчас слушаю  Лемовский "Эдем". 
   
   Когда-то давно, я читал его несколько раз(есть у меня такая привычка - читать и перечитывать понравившееся) пребывая в восторге от написанного.  Сейчас, однако, все звучит иначе. Да, я помню, что стар уже и восприятие не то и читаю я совсем иначе, нежели чем в молодости. Вслушиваясь в интонации, отмечая тавтологии и сорные словечки неизвестно каким образом пробравшиеся в текст. Короче говоря, все то, чего не замечал будучи лопоухим юнцом, проглатывавшим любое печатное слово, а уж если оно - фантастика.... 
   На анахронизмы, впрочем,  я пытаюсь не обращать внимание, хотя они сами лезу в глаза, уже примерно так, как в романах Жюль Верна, возьмись их читать сегодня. В детстве, читая  Верновские описания техники, я нередко снисходительно ухмылялся в воображаемый пышные усы. Да и не только технические детали. Космонавты ведут себя, как последние идиоты, извините, как дети малые, завороженно двигающиеся в сторону интересного, не задумываясь ни на секунду ни о чем - интересно же! Лем(а может и  переводчик, не знаю) нагнетает состояние неопределенности бесконечными "какой-то",  "какая-то", "что-то", что понятно для чего служит, он это делает текст не столько напряженным или тревожным, сколько дурно написанным. 

    И при всем этом, я слушаю его как завороженный, явственно представляя себе происходящее, и ругая в полголоса то Навигатора, то Доктора( Лем явно имел в виду себя, как прототип - наиболее точно прописанный персонаж  ) , то Физика, Кибернетика с  пучком транзисторов во рту ремонтирующего криотронный мозг, да и  двутелы как живые. Сборище, почти карикатурных персонажей, отчего-то трогающих за душу. Какой бы вышел потрясающий роман, напиши его Лем хотя бы лет десять назад. Но тогда я был бы обокраден в юности, так, что - пускай они ездят на джипе с металлическими канистрами за водой, стреляют антипротонами сидя в танкетке на гусеничном ходу, у которой даже радиосвязи толком нет, а работу навигационных приборов в рубке управления ракетой показывают стрелочные приборы. Пусть. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий